"Не знать истории — значит всегда быть ребенком" (Цицерон)
"Летопись" в Twitter    "Летопись" в Google+   "Летопись" в Контакте            

Посох в истории: Опора святых и монархов
Главная » Статьи » Категория: История вещей и явлений 03.03.2015, 21:27 1904 0

На протяжении многих веков в обиходе людей разных стран трудно было найти вещь более величественную и заурядную одновременно, чем обычный посох. Его навершие сжимали унизанные перстнями пальцы правителей и заскорузлые руки пастухов.

Искусные маги прошлого наделяли посох магической силой, а нищие странники считали его своим верным спутником. Страницы истории знают немало знаменитых посохов, которые в наши дни можно назвать настоящими артефактами.

Дорогами посоха

Неоднозначность этого предмета определила сама история. Еще в глубокой древности одной из регалий правителей Шумера был простой пастушеский посох, причем лишенный каких-либо драгоценных украшений. Считалось, что вещь, изготовленная из священного дерева, обладает способностью наделять своего владельца божественной энергией.

В Древнем Египте посох почитался как один из символов солнца. День осеннего солнцестояния египтяне отмечали как праздник рождения Солнца-Посоха. Подданные Ра считали, что когда укорачиваются дни, а свет солнца не так ярок, как летом, светиле необходима опора - посох. Кроме того, в Египте, как и у шумеров, посох считался одним из знаков правителя и судей. Посохи-жезлы изготавливали из драгоценных металлов и украшали самоцветами.

Спустя несколько веков в Европе посох стал вечным спутником жрецов-друидов. Причем кельты верили, что служители древних богов заключают в посохи свою волшебную силу. Посох друида изготавливался из дерева и имел причудливую форму, а в его навершие вставлялся загадочный амулет -сосредоточие энергии чародея.

Посох часто покрывали древнейшими письменами - рунами, что придавало ему особую силу. Стоило друиду потерять или сломать жезл, как он тут же лишался магических знаний. Подобная сцена описана в романе Толкина «Властелин колец»: как только сломался посох в руках мага Сарумана, он тут же растерял все могущество чародея.

Надо сказать, что свою книгу Толкин писал, используя кельтские предания и легенды.

С появлением христианства посох стал атрибутом святых и патриархов. Причем жезл христианских пастырей опять приобрел облик простого пастушеского посоха - длинная деревянная палка с загнутой подобно крюку вершиной. И это не случайно, ведь христианский священник берет верующих под свою опеку и оберегает их, как хороший пастух вверенное ему стадо. Позднее в христианстве посох - патерица - стал частью облачения кардиналов, епископов, аббатов, архиереев и настоятелей монастырей.

Однако посох продолжал служить колдунам и ведьмам. Правда, это была уже невзрачная суковатая палка, лишенная магических атрибутов. С ее помощью деревенские ведуны отгоняли от села тучи, грозившие побить градом молодые посевы.

Да и простой люд частенько использовал посох в бытовых обрядах. В русских деревнях и селах особо ценилась палка, которой была убита змея. Считалось, что если таким посохом отогнать скот на ярмарку, то продажа живности пройдет удачно. Такая палка охраняла дом от нечисти и помогала роженицам удачно разрешиться от бремени.

О том, что посох далеко не простой предмет, говорит и тот факт, что он изображен на одной мастей магических карт Таро, управляться с которыми могут только искусные мастера. Однако следует отметить, что некоторые посохи прославились в веках благодаря своим известным владельцам.

Спутник Ивана Грозного

Если верить многочисленным кинофильмам и полотнам художников, постоянным спутником царя Ивана Грозного был посох. Да и в более серьезных исторических документах данный монарший жезл упоминается не раз, а вот о том, откуда он взялся, точно сказать не сможет ни один историк.

Согласно первой версии, царский посох ранее принадлежал благочестивому старцу Авраамию. После смерти святого посох хранился в ростовском Богоявленском монастыре. Молодому царю в 1533 году было предсказано, что ежели он завладеет посохом старца, данная святыня поможет ему одержать победу над Казанью и Астраханью.

Иван Васильевич посетил Богоявленский монастырь и забрал драгоценный посох. Царь действительно одержал ряд побед, но расплата не заставила себя ждать. Вскоре после падения Казани и Астрахани тяжело заболел и вскоре скончался старший сын и наследник Грозного царевич Дмитрий - такой стала кара за присвоение посоха.

Вторая версия более романтична. Посох был привезен царю из стран заморских и был изготовлен из кости чудесного животного - единорога. За посох Грозный заплатил иноземным купцам баснословную по тем временам сумму - 70 000 рублей. Как только покупка была доставлена в Москву, царь стал относиться к единорогам с особым почтением.

В скором времени силуэт этого животного украсил одну сторону малой государственной печати, а с 1577 года его изображение появилось на лафетах русских пушек. Видимо, так царь хотел обрести частичку волшебной энергии единорога, о которой писали древние манускрипты.

Изначально новый царский посох использовался исключительно во время торжественных церемоний. Но шли годы, Иван Васильевич, одолеваемый болезнями, дряхлел и терял силы. Надеясь на то, что чудесный посох продлит ему жизнь и вернет здоровье, царь уже не расставался со своей реликвией. Однако посох стал орудием убийства, которое повлекло за собой гибель всей династии Рюриковичей.

Роковой удар

19 ноября 1581 года Грозный сильно поссорился со своим старшим сыном и наследником Иваном. Итогом конфликта стал удар посохом царевича в висок, от которого тот скончался на месте. Эту трагедию красочно изобразил художник Илья Репин. На переднем плане картины лежит окровавленный посох. Натурой для него Репину послужил монарший жезл, хранящийся в Царском Селе. Драма, изображенная на картине, бросила свой зловещий отблеск и на художника - после окончания работы над полотном у Ильи Ефимовича стала сохнуть правая рука.

После убийства сына царь впал в глубокую депрессию и, предчувствуя скорую смерть, стал искать утешения в магии. И здесь ему снова стал помощником посох из кости единорога. Вот как описывает царскую ворожбу один из современников: «Царь Иван Грозный говорит: "Принесите мне мой царский посох; это рог единорога, оправленный алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями большой цены. Принесите пауков!’’»

Он приказал своему врачу Ивану Лофу очертить посохом круг на столе; все впущенные в круг пауки издыхали один за другим, находившиеся вне круга немедленно бежали от него прочь. “Поздно, этому посоху уже не спасти меня!”» 

А спустя несколько месяцев царь скончался. После кончины Грозного чудесный посох выступал как одна из главных царских регалий на коронации Федора Иоанновича, а после его уже никто никогда не видел.

Святыня нового времени

Не менее интересен и посох, что хранится ныне в муромском Свято-Троицком женском монастыре. Его владелицей была игуменья Рипсимия - последняя настоятельница монастыря перед закрытием обители в советское время.

Вскоре после начала событий 1917 года скоропостижно скончалась игуменья Азария, возглавлявшая Троицкий монастырь несколько десятилетий. В то тяжелое время, несмотря на разруху и красный террор, сестры по мере сил старались поддерживать в обители привычную жизнь. По обычаю, они в феврале 1918 года выбрали новую настоятельницу, ею стала клиросная монахиня Рипсимия (Слюняева). Как знак выпавшего ей бремени, епископ Мурома Митрофан (Загорский) вручил избранной игуменье посох.

Тяжкая доля досталась Рипсимии. Новая власть, объявившая войну Церкви, отняла у монахинь сестринские корпуса, сбросила колокола с главной звонницы и грозилась закрыть обитель. Из последних сил настоятельница металась по городу, пытаясь найти продукты питания. Кроме монахинь, теперь на ее попечении были мирские люди - семьи расстрелянных жителей Мурома, ставших неугодными большевикам. Каждому пришедшему к ней человеку Рипсимия давала кров, пищу и так нужные отчаявшимся людям слова утешения.

Деятельность настоятельницы не нравилась новым властям. Как бы предчувствуя свой арест, Рипсимия решила передать весточку той настоятельнице, которая станет игуменьей после нее. Вместе с двумя сестрами Рипсимия замуровала свой настоятельский посох в стену надвратной церкви Казанской Богоматери, надеясь, что спустя годы он придаст духовных сил и стойкости ее преемнице.

В 1921-м игуменью арестовали. Проведя несколько лет в ссылках и заключении, Рипсимия скончалась в 1930-е годы в лагерях Нарымского края.

В конце 1960-х годов горисполкомом города Мурома было принято решения провести реставрацию Казанской церкви бывшего Троицкого монастыря. В храм была направлена бригада рабочих, которые и обнаружили посох Рипсимии. Во время ремонтных работ от стены отвалился кусок штукатурки, и посох выпал наружу. Строители внимательно оглядели находку и, убедившись, что она не представляет никакой материальной ценности, решили «разобрать» ее на «сувениры». Посох, на который возлагала большие надежды Рипсимия, был распилен на части.

В 1991 году Троицкий монастырь вернули церкви, и начался долгий путь его возрождения. Когда восстановительные работы в обители были в самом разгаре, на ее территорию случайно зашел один из рабочих, присвоивших в свое время посох. Увидев, как трудятся люди, стараясь придать храмам их первоначальный вид, он устыдился своего поступка и решил вернуть монастырю украденную реликвию.

Несколько месяцев этот человек разыскивал своих «подельников», чтобы выкупить у них оставшиеся части посоха Рипсимии, и когда все кусочки святыни были собраны, отнес их настоятельнице, игуменье Тавифе (Горлановой).

Сейчас посох отреставрирован и хранится в настоятельском корпусе Троицкого монастыря как символ возрожденной древней обители.

Елена ЛЯКИНА


палка, посох




Всего комментариев: 0
avatar