"Не знать истории — значит всегда быть ребенком" (Цицерон)
"Летопись" в Twitter    "Летопись" в Google+   "Летопись" в Контакте            


» » В Высоко-Петровском монастыре нашли древние надгробные плиты
В Высоко-Петровском монастыре нашли древние надгробные плиты
Категория: | Археология 26.04.2016 676 0

Археологи обнаружили на территории Высоко-Петровского монастыря в центре Москвы две крайне древних надгробных плиты

Они помогли ученым узнать, когда началось строительство древнейшего собора монастыря, и объяснить "прыжки" во времени для некоторых захоронений, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.

"Это большая удача. В России самые древние надписи на плитах известны только с конца 15 века, и целые надписные плиты начала 16 века очень редки. Особенно удачно, что эти плиты лежат на своих местах, над могилами, что совсем редкость, причем некоторые надписи сохранились целиком", — заявил Леонид Беляев, руководитель раскопок из Института археологии РАН.

Данные уникальные находки были сделаны на территории Высоко-Петровского монастыря – одного из первых монастырей на территории Московской Руси, который был построен после того, как митрополит Киевский Петр переехал в Москву в 1325 году и сделал ее центром православной веры.

В этом году начались работы по реконструкции монастыря, и российские археологи, при содействии руководства РПЦ и организации, занимающихся реставрацией комплекса, начали вести раскопки на территории Высоко-Петровского монастыря. В ходе раскопок ученые обнаружили две непотревоженные надгробные плиты, датированные 1512 годом, эпохой царствования Василия III.

Оба надгробия датированы 31 июля 1512 года, днем Преподобного Евдокима. Значит, упомянутые на них люди умерли в один день. Под одним погребен некий Епифаний, под другим – инок Феодосий Исаков, сын Окулинин, "волоченин" (то есть из города Волочка). Под углами его плиты имелись опоры – сохранилась одна, в виде капители или базы маленькой колонны, стоящей на фрагменте вторично использованной чужой плиты.

"Это абсолютно уникальный случай – мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда столь раннее надгробие не лежит на могиле, а поставлено на четыре "ножки", как стол", — продолжает Беляев.

По словам ученого, данные "ножки", похожие на итальянские произведения архитектуры, а не на византийские или русские элементы, помогли российским археологам раскрыть одну из главных тайн монастырского комплекса – то, когда начал строиться уникальный первый собор монастыря, восьмилепестковый храм святителя Петра.

"Этим ренессансным капителям под надгробной плитой больше неоткуда было взяться, кроме как со стройки собора, который возводил итальянец Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле. Такие же капители сейчас можно видеть в итальянских городах, на ренессансных постройках", — говорит Беляев.

Данный факт, как объясняет археолог, говорит о том, что собор святителя Петра начали строить не в 1514 году, а двумя годами ранее, в 1512 году.

Другой интересной деталью этих находок стало то, что они помогли ученым понять, почему украшения некоторых надгробий в других монастырях и соборах "опережали" свое время  – оказалось, что старые плиты периодически закрывали новыми надгробиями, выполненными уже по стандартам, как в этом случае, не эпохи Василия III, а уже Ивана Грозного.

"Таким образом, мы видим целую группу надгробий 1510-х годов, переоформленных, видимо, на полвека позже, одновременно и одной группой мастеров в 1550-1580-х годах, в эпоху Ивана Грозного. Это, наконец, подтверждено совмещением над одной могилой ранней и поздней плиты с одинаковым текстом.

Таким образом, находки в Высоко-Петровском монастыре позволяют раскрыть целый ряд подобных несоответствий, которые отмечались на других некрополях XV-XVII веков", — заключает Беляев.

Источник
Плита, монастырь


Другие новости по теме:

Всего комментариев: 0
avatar