"Не знать истории — значит всегда быть ребенком" (Цицерон)
"Летопись" в Twitter    "Летопись" в Google+   "Летопись" в Контакте

» » В алтайской Страшной пещере нашли 50-тысячелетние останки людей
В алтайской Страшной пещере нашли 50-тысячелетние останки людей
Категория: | Археология 17.08.2015 876 0

Учёные Новосибирского государственного университета (НГУ) и Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в ходе археологических раскопок обнаружили в пещере Страшной (Алтайский край) останки людей, относящиеся к периоду 35-50 тысяч лет назад.

Антропологи полагают, что находка поможет пролить свет на взаимодействие человека современного типа, неандертальца и денисовца на территории Алтая.

Ранее в отложениях этого возраста находили лишь каменные орудия, анализируя которые, можно было только делать предположения об обитателях пещеры. Найденные костные останки ещё только предстоит исследовать в лабораторных условиях.

Эти находки могут как подтвердить существующие теории происхождения людей, так и заставить ученых скорректировать их.

О первых результатах работы экспедиции в пресс-релизе НГУ рассказал Андрей Кривошапкин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой археологии и этнографии гуманитарного факультета НГУ.

"Этот год стал удачным для археологов, — рассказал Кривошапкин. — В ходе раскопок в плейстоценовых слоях пещеры Страшной удалось обнаружить новые антропологические материалы.

В слоях, относящихся к возрасту 35-40 тысяч лет назад, был обнаружен фрагмент ногтевой фаланги человека, чуть ниже – фрагмент черепа, ещё ниже — фрагмент ребра, предположительно, также принадлежащих человеку, но это ещё предстоит выяснить в ходе лабораторных исследований. Последним двум находкам может быть не менее 50 тысяч лет".

Если в обнаруженных костях сохранился органический материал, это даст возможность провести генетический анализ и определить, кому именно они принадлежат.

До этого, в 1989 году, в пещере уже были найдены антропологические останки (зубы человека современного типа), но связанные с более поздним этапом верхнего палеолита — чуть более 20 тысяч лет назад.

"В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы в верхних слоях (ногтевая фаланга) оказался бы человек современного типа с содержанием генов и неандертальца, и денисовца; ниже неандерталец, так как найденные здесь орудия труда похожи на индустрию Чагырской пещеры, где была доказана принадлежность неандертальцу; а самый древний фрагмент относился бы к денисовцу.

Но это лишь мои фантазии, результаты генетических исследований могут быть неожиданными. В любом случае они помогут пролить свет на вопрос взаимодействия человека современного типа, неандертальца и денисовца на территории Алтая", — отмечает Андрей Кривошапкин.

Пещера Страшная находится на левом берегу реки Иня, в 2,5 км к северу от поселка Тигирек (Алтайский край). Пещера представляет большой интерес, и с палеонтологической, и с археологической точки зрения.

В результате проведённых ранее раскопок в пещере были найдены как орудия каменного века, так и различные предметы (изделия из кости, фрагменты керамики), относящиеся к эпохе бронзы, железному веку и Средневековью.

Источник