Поиск по сайту


Индейцы модоки против американских захватчиков


22.07.2015 0 2869

Покорение Американского континента связано с немалым количеством мрачных сюжетов. Один из них - история выселения индейского народа модоков. Не желая жить в резервации, индейцы пытались отстоять свое право на родную землю с оружием в руках. Но белые колонисты оказались сильнее.

Женщины из племени модоков, 1873 год

Непривычное слово «модоки» означает название одного из индейских племен, обитавшего на территории современных США. В переводе с их языка это слово означает «южные».

Жизнь «южных индейцев» ничем не отличалась от быта соседних племен: в основном они занимались охотой и рыболовством, жили в простых землянках индейского типа, у которых над землей выступала лишь деревянная крыша.

По законам предков

На границе штатов Орегон и Калифорния, где простираются внушительные отроги Каскадных гор, веками проживали индейские племена модоков - великих воинов, охотников и просто честных людей. Они относились к более крупной языковой и этнической племенной группе кпаматов, обитавшей на плато Модок и на территории Орегона. Племена говорили на общем, так называемом кламат-модокском языке.

Модоки жили достаточно уединенно. Они охотились на различных животных и занимались рыболовством на реке Лост и озере Туле: активно ловили лосося в кристально чистых и холодных водах горных рек. Женщины традиционно собирали коренья, плоды кувшинок и занимались плетением корзин.

Индейцы верили в духов, которые жили рядом с ними в лесах, водах рек и на небесах. Этот образ жизни казался им незыблемым и вечным. Но коренные жители даже не догадывались, насколько он был хрупким.

Мир модоков изменился в 1820-х годах, когда они впервые встретили белого человека. Им оказался канадский торговец пушниной и одновременно исследователь американского Запада Питер Скин Огден. Сам Огден путешествовал с благородными целями, но проложил дорогу в эти уединенные места волне белых фермеров-колонистов.

Коренного населения здесь было откровенно мало, поэтому бесстрашные модоки не смогли противостоять неуправляемой и агрессивной волне переселенцев. Некогда довольно крупное и вполне заметное на фоне других индейцев племя модоков насчитывало к тому времени всего лишь несколько сот человек (по разным сведениям, от 200 до 600 активных воинов).

Постепенно белое население стало вытеснять исконных жителей. А когда с 1847 года началось организованное переселение белых колонистов, жизнь индейцев ухудшилась еще больше.

Теперь на смену фермерам пришли люди, одержимые «золотой лихорадкой». В поисках желтого металла и легкой наживы в Калифорнию ринулось множество разношерстных авантюристов, среди которых значительную часть составляли отъявленные*преступники и проходимцы.

Модоки не желали отдавать собственные земли, однако правительство постановило отправить их в резервацию, надеясь решить одним актом все возникающие проблемы. При этом индейцам предложили выкупить их землю. В обмен им пообещали централизованное снабжение пищей и одеждой, а также плодородные земли с источниками воды.

Обещания не совпали с действительностью. Модоков отправили жить на земли кламатов в Орегон. Но последние вовсе не обрадовались, когда к ним в резервацию переселили дальних родственников. Ведь им самим едва хватало пропитания. Ситуацию усугубил и тот факт, что власти поставляли продукты в основном кламатам, не особо считаясь с увеличением населения. Поэтому продуктов модокам хронически не хватало.

Сложившаяся ситуация вызвала возмущение у невольных переселенцев. И у крошечного вымирающего индейского племени, с которым не желали считаться надменные бледнолицые, появился вождь, ставший символом индейского сопротивления и лидером вспыхнувшей Модокской войны.

Индейский капитан

Лидером модоков стал воин по имени Кинтпуаш, родившийся около 1837 года. Индейцы отмечали его решительность и жестокость, но уважали за борьбу против выселения родных племен в резервации. В историю он вошел под прозвищем Капитан Джек, которое ему дали враги.

Видя, что его народ потихоньку вымирает, Кинтпуаш решил возвратиться с соплеменниками на родину. Пару лет модокам удалось мирно прожить у берегов родного озера Туле. Но они стали совершать набеги на живших в округе иммигрантов. Неудивительно, что вскоре модоки увидели армейские подразделения во главе с генералом Эдвардом Кэнби, которому было поручено отправить их обратно в резервацию родственников-кламатов.

Мирно уходить Кинтпуаш отказался, и в 1872 году отряд из 40 солдат во главе с капитаном Джексоном отправился к индейцам. Увидев их, Капитан Джек согласился сложить оружие. Но в ходе переговоров возникла неожиданная перестрелка. Один из модоков и армейский лейтенант о чем-то поспорили и схватились за оружие.

В перестрелке погибли 2 индейца и 1 солдат. Тем не менее в истории США этот инцидент носит гордое название «Битва у Потерянной реки». После этого Капитан Джек согласился было отступить. Но один из модоков, с говорящей кличкой Пьяница Джим, внезапно напал на расположенные неподалеку фермы, где оскальпировал 18 человек.

Вместе с небольшим отрядом Кинтпуаш вынужден был бежать в местечко Лава Бэдс, где укрепился в местных пещерах, образовавших естественную «крепость». Всего с ним ушло около 160 модоков. В январе 1873 года сюда подошли армейские подразделения числом 400 человек. Тогда же и произошла первая настоящая битва с индейцами.

В день боя был страшный туман, пользуясь которым, модоки перестреляли 35 атакующих солдат. При этом не погиб ни один индеец. Это убедило власти заключить перемирие и продолжить переговоры. Состоялось несколько встреч с Капитаном Джеком, но взаимопонимания достигнуть не удавалось. Тогда советники Капитана Джека убедили его убить вражеского генерала: ведь индейцы всегда разбегались, когда погибал их вождь. Решившись на убийство, Кинтпуаш сделал вид, что принимает условия белых.

Головы в музее

11 апреля 1873 года комиссия белых во главе с генералом Эдвардом Кэнби явилась для подписания мирного договора и документов о резервации.

Первые пять минут индейцы делали вид, что соглашаются с предложениями, но затем Капитан Джек достал пистолет и в упор застрелил генерала. Этого простить ему уже не могли. Буквально через несколько дней после коварного убийства правительственная армия получила подкрепление в 600 человек и начала осаду последнего укрепления модоков.

16 апреля солдаты нашли подземный источник, который снабжал индейцев водой, и завалили его. Это решило судьбу оборонявшихся. На следующий день началась атака, во время которой погибли 6 солдат и 1 офицер. Из модоков были убиты всего 2 мальчика, угодивших под пушечное ядро. Тем не менее мятеж был подавлен.

Капитан Джек с небольшой группой ближайших соратников успел ускользнуть из западни и еще некоторое время скрывался, регулярно вступая в перестрелки с войсками. 10 мая 1873 года произошла самая крупная стычка на Сухом Озере, в которой пострадало 5 модоков. После нее все тот же Пьяница Джим вступил в тайные переговоры с властями и пообещал им сдать Капитана Джека в обмен на свою амнистию.

В начале июня 1873 года Капитан Джек был пойман, а спустя месяц вместе с ближайшими соратниками привезен в Форт Кламат.

Здесь и состоялся суд. Шестеро модоков во главе с вождем были приговорены к смерти за убийство генерала. Президент США Улисс Грант подтвердил смертные приговоры, но помиловал двух обреченных, заменив им казнь на пожизненное заключение.

3 октября 1873 года Капитан Джек с товарищами был повешен. Говорят, что все индейцы плакали, когда из-под его ног выбили подставку, и он закачался в полуметре от родной земли.

Его выстрел в генерала Эдварда Кэнби до сих пор считается подвигом у индейцев - ведь тот стал единственным генералом армии США, погибшим в ходе войн с коренными американцами.

С останками четырех казненных поступили совсем не цивилизованно: их тела были обезглавлены, а головы отправлены в Вашингтон, в Музей военной медицины. В 1898 году череп Капитана Джека перевезли в Смитсоновский институт. Лишь в 1984 году черепа всей четверки были переданы их дальним родственникам.

Считается, что сегодня осталось не более 200 модоков. Когда-то известное и воинственное племя потихоньку вымирает и смешивается с другими народами. Но модоки до сих пор не могут простить властям казни своего национального героя. Неслучайно ведь их потомки недавно написали петицию об отсоединении от США.

Евгений ЯРОВОЙ


Комментарии
avatar