"Не знать истории — значит всегда быть ребенком" (Цицерон)
"Летопись" в Twitter    "Летопись" в Google+   "Летопись" в Контакте            

Стойкость духа Томмазо Кампанелла
Главная » Статьи » Категория: Средние века 29.12.2014, 19:54 1425 0

Когда в Риме складывали хворост для костра Джордано Бруно, в Неаполе инквизиторы бросили в темницу другого мятежного монаха. Им был Томмазо Кампанелла, будущий автор утопического романа «Город Солнца».

Кампанелла был последним в ряду итальянских философов эпохи Возрождения. Как и Бруно, Кампанелла считался не только философом, но и магом, одним из преемников Марсилио Фичино, флорентийца, автора перевода знаменитой «Герметики», книги знаний, приписываемой древними египтянами Гермесу Триждывеличайшему.

Как и Бруно, Кампанелла верил в то, что ему предназначено... возглавить вселенскую магическо-религиозную реформу в духе верований Древнего Египта. В отличие от Бруно, Кампанелла не был сожжён на костре, хотя несколько раз подвергался пыткам и провёл в тюрьме более 27 лет.

Кампанелла вступил в орден доминиканцев в 1583 году в возрасте 15 лет, но через шесть лет покинул его. Он поселился в Неаполе, где в 1591 году была опубликована его первая книга «Философия, основанная на ощущениях». Церковь ограничилась обвинением его в пренебрежительных высказываниях и предупреждением.

В феврале 1594 года Кампанелла впервые пострадал от рук инквизиции. Его жестоко пытали и бросили в ту же тюрьму, где находился Бруно. Здоровье философа было подорвано: он страдал от грыжи, радикулита и частичного паралича. Освобождение пришло лишь после того, как он отрёкся от своих «ересей» и обязался провести остаток жизни в своей родной провинции Калабрия к югу от Неаполя.

Больной, но не знающий покоя Кампанелла, очутившись на родине, начинает пророчествовать, предсказывая «великие потрясения» и скоро оказывается в центре революционного заговора, направленного в целом против испанского владычества. Будучи вождём революции он выдвинул манифест об основании герметического «Города Солнца» в своей предполагаемой республике, которую собирался установить.

Идея Кампанеллы о строительстве на земле несовершенной копии Небесного Града, Града Божьего или Города Солнца, по мнению авторов нашумевшей книги «Власть талисмана» Г.Хэнкока и Р.Бьювэла, восходит к древнеегипетским «Текстам пирамид», родившимся на свет около 2300 г. до н.э. Кампанелла мечтал о государстве, чья целостность и неприкосновенность обеспечиваются жреческой магией. Правитель Города Солнца, как и в древнем Гелиополе, являлся одновременно жрецом и царём. Иными словами, он был подобием Гермеса Триждывеличайшего, который считался жрецом, философом и правителем в одном лице.

В августе 1599 года, затеянная калабрийская «революция» провалилась, и Кампанелла вновь оказался в неаполитанской тюрьме замка Кастель Нуово. Он был неоднократно допрошен перед трибуналом инквизиции. Но лишь через несколько недель от Кампанеллы удалось добиться частичного признания в том, что он действительно хотел создать новую республику.

Во время допросов в пыточной камере он стойко имитировал сумасшествие, дабы избежать ответственности за свои поступки. Инквизиторы были поставлены в тупик. По указанию папы, чтобы окончательно решить безумен Кампанелла или только симулирует безумие, палачи предприняли изощрённую пытку вельей.

Это была пытка, которую никто не выдерживал. Жертве вельи (что означает «пробудитель») связывали руки и сажали на треножник с остриём. Верёвку подтягивали и опускали, остриё со всей силой вонзалось в тело. Дикая боль, струившаяся из раны кровь, и так в течение сорока часов.

Если бы Кампанелла смог выдержать муки всё это время, то по закону его сочли бы безумным. Это означало, что независимо от окончательного приговора инквизиторы уже не могли сжечь его на костре.

Кампанелла выдержал! Через сорок часов пленника освободили в состоянии, близком к смерти, однако духовно не сломленного. Его симуляция безумия так и осталась нераскрытой. Тем не менее, приговор гласил: пожизненное заключение.

За долгие годы, проведённые в заточении, он постиг не только науку конспирации, позволившую написать и переправить за пределы тюрьмы его философские труды, он изучал астрологию, магию и медицину.

Через 25 лет, когда философу перевалило за 60, он сумел отвоевать свободу не без помощи влиятельных персон, и в 1634 году тайно выехал из Италии во Францию.

В Версале, при дворе короля Людовика XIII, он нашёл тёплый приём и покровительство. Король был бездетен, но к его удивлению Кампанелла предсказал ему скорое рождение наследника мужского пола, который, словно солнце, озарит весь мир и станет предвестником наступления золотого века для человечества. 

Так итальянский маг и астролог предсказал появление на свет короля Людовика XIV, а когда тот родился заявил во всеуслышание, что божественное предназначение наследника заключается в осуществлении великой «христианско-герметической» реформы, о которой мечтал ещё Джордано Бруно.

Иными словами, Кампанелла был убеждён, что сможет, очевидно с помощью магии, заставить короля построить утопический град неподалёку от Парижа. Чуду не удалось свершиться, ибо через восемь с половиной месяцев после рождения будущего «короля - Солнца» Кампанелла умер.

Рассказывая в своём главном утопическом труде о городской коммуне, прообразом которой был египетский Гелиополь с его жреческим общежитием, Кампанелла имел вполне определённую цель: увлечь людей идеей создания государства, свободного от частной собственности, от социального неравенства, а также семьи, государства, в котором все дети взяты на общественное воспитание, а трудоспособные граждане работают, но всего четыре часа в день, в остальное время они заняты науками и просвещением.

По мнению исследователя жизни философа Фрэнсис Йейтс идеалом Кампанеллы была республика, которая всё-таки больше напоминает египетскую теократию. «С помощью научной магии, - пишет Йейтс, - эта теократия имела возможность управлять небесными влияниями, а через них -жизнью всего народа».

Книгу - утопию «Город Солнца», написанную в тюремном каземате, читали многие беспокойные головы на протяжении всех последующих веков: итальянские карбонарии и французские коммунары, польские повстанцы и русские революционеры; знал и читал Ленин.

В первые годы после победы Октябрьской революции в Москве у Кремлёвской стены был воздвигнут обелиск «в память о самых замечательных борцах за свободу», среди других имён на сером граните было высечено имя Томмазо Кампанеллы.

Ирина СТРЕКАЛОВА


томмазо кампанелла, Город Солнца




Всего комментариев: 0
avatar