"Не знать истории — значит всегда быть ребенком" (Цицерон)
"Летопись" в Twitter    "Летопись" в Google+   "Летопись" в Контакте            

Беломорканал Ивана Грозного
Главная » Статьи » Категория: Новая и Новейшая история 29.07.2013, 14:57 3949 0
2 августа исполняется 80 лет со дня открытия одного из самых грандиозных сооружений советского времени - Беломорско-Балтийского канала. Причем выстроен он был на месте дороги, известной на Руси с древнейших времен.

Первые упоминания пути от Белого моря до Балтийского относятся к XVI веку. Его описание есть в «Книге Большому чертежу» - карте Русского государства, созданной по указу царя Ивана Грозного. Правда, в то время путь проходил по суше.



В начале Северной войны Петр I решил улучшить древнюю дорогу, чтобы по ней быстрее перебрасывать грузы и войска. Летом 1702 года по его приказу туда были направлены крестьяне из окрестных губерний, которые в рекордные сроки, в течение 20 дней, проложили хороший проезжий тракт протяженностью 264 километра. Его назвали «Осударевой дорогой». Именно при Петре I там впервые прошли не только телеги и люди, но и корабли: в Неву даже переправили два выстроенных в Архангельске малых фрегата. Там, где не удавалось пройти по рекам и озерам, корабли приходилось перетаскивать волоком.

Идея создания на этом месте водного пути появилась в 1800 году. По заказу правительства Российской империи был разработан первый проект Беломорско-Балтийского канала. Однако из-за дороговизны эту задумку так и не осуществили. В течение следующих ста лет выдвигались еще несколько проектов, но и их так и не реализовали. В жизнь же эти планы удалось воплотить лишь после революции.

Зэки БелБалтЛага

Решение о необходимости создания Беломорско-Балтийского канала советское правительство приняло 3 июня 1930 года. Около года ушло на создание эскизных проектов, а уже в конце 1931-го началось строительство. Работы велись большей частью силами заключенных ГУЛАГа, для чего специально был создан исправительно-трудовой лагерь БелБалтЛаг. Подневольных тружеников стали именовать «каналоармейцами». Именно за счет этого вошел в обиход жаргонный термин «зэка» (от з/к - заключенный каналоармеец).



В строительстве канала задействовали более 120 тысяч человек. Вручную, практически без использования техники, эти люди в рекордные сроки, в течение 20 месяцев, создали 227-километровый канал, возвели более сотни различных инженерных сооружений и проложили 2,5 тысячи километров железнодорожных путей. Советской пропагандой этот труд был назван «первым в мире опытом перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».

«Бессмысленный и ненужный»

В мае 1933 года Иосифу Сталину доложили, что Беломорканал готов. В июле «отец народов» изъявил желание прокатиться по нему на катере, чтобы лично оценить работу каналоармейцев. По его словам, канал получился «бессмысленный и никому ненужный», так как в то время его глубина достигала всего 3,65 метра и по нему не могли ходить крупные суда.



Несмотря на столь нелестный отзыв Сталина, названный в честь него канал оказался весьма полезным. В первую очередь он на 4000 километров сократил водный путь от Ленинграда до Архангельска. Проблему с проходимостью также решили: в 1970-х годах канал углубили до пяти метров, что позволило пустить по нему и довольно крупные суда. До сих пор ежегодно по созданной каналоармейцами водной дороге перевозят сотни тысяч тонн грузов.



Игорь КРАСНОВСКИЙ


Беломорско-Балтийский канал, Беломорканал




Всего комментариев: 0
avatar